четверг, 28 мая 2015 г.

Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.


Любому человеку, желающему приумножить свой капитал неизбежно придется столкнуться с понятием фондового рынка. Ценные бумаги являются наиболее востребованным способом вложения денег, так как позволяют получить многократную прибыль и являются ходовым продуктом, позволяющим быстро покупать их и продавать, чего нельзя сказать, например, о той же недвижимости. Фондовый рынок является механизмом, обеспечивающим переход денежных средств из одного сектора экономики в другой.
Участниками фондового рынка являются:
1.      Эмитенты – те, кто выпускает (производит) на рынок ценные бумаги;
2.      Инвесторы — покупатели ценных бумаг;
3.      Профессиональные участники рынка – частные лица и компании, для которых торговля на фондовом рынке является профессиональной деятельностью (дилеры, брокеры, трейдеры и пр.).
В первую очередь надо отметить, что существует 2 основных типа фондовых рынков: первичный и вторичный. Тут все просто.
•        Первичный рынок – это рынок, на котором предлагаются новые, выпущенные впервые ценные бумаги.
•        Вторичный рынок предполагает торговлю бумагами, которые ранее уже были выпущены и куплены на первичном рынке.
То есть в первом случае покупатель получает товар непосредственно у эмитента (производителя), а во втором – у перекупщика (посредника).
Фондовые рынки также можно разделить на несколько разновидностей и по некоторым другим критериям:

•        по эмитентам — рынок государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг частных компаний и т.д.
•        по территориальному признаку — международный рынок, национальный рынок, региональный рынок;
•        по видам предлагаемых и покупаемых ценных бумаг — рынок акций, облигаций, фьючерсов и других производных ценных бумаг и т.д.;
•        по биржевому критерию – биржевой и внебиржевой рынок;
•        по сроку — рынок краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг;
•        по отраслям и некоторым другим параметрам.
Суть и функции фондового рынка не сильно отличаются от деятельности других рынков, например того же продуктового рынка. Основная задача это свести покупателей и продавцов. Другими словами фондовый рынок – это место в котором собираются продавцы и покупатели.
Согласно закону  РФ «О рынке ценных бумаг» акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Различают обыкновенные и привилегированные акции. Как и обыкновенные акции, привилегированные акции представляют собой ценную бумагу, указывающую на долю участия ее держателя в корпорации. От обыкновенных акций их отличает следующее:
- дивиденды на привилегированные акции, как правило, устанавливаются по фиксированной ставке;
- они выпускаются с указанием номинала и размера дивиденда в процентах или в долларах на акцию;
- дивиденды по привилегированным акциям выплачивается до выплат по обыкновенным акциям и не зависит от прибыли корпорации;
- держатели привилегированных акций имеют преимущественное право на определенную долю активов корпорации при ее ликвидации;
- как правило, держатели привилегированных акций не имеют преимущественных прав на покупку акций нового выпуска и права голоса.
Облигация - (от латинского obligato - обязательство) ценная бумага на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента (в форме выигрышей и оплаты купонов). Облигация подлежит выкупу в течение обусловленного при выпуске займа срока.
В общем плане облигации представляют собой долгосрочные долговые обязательства с фиксированным процентом. Различают три основных категории облигаций: облигации корпораций, облигации федерального правительства (в том числе федеральных органов и учреждений) и муниципальные облигации.
1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.
К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке.
2. Именные облигации.
Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.
3. "Балансовые" облигации.
Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т.п.: просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.




Комментариев нет:

Отправить комментарий